Краткий справочник коллекционера 7” – Seven Inch Single – пластинка диаметром 7 дюймов с записанными на ней 2 композициями. Называться может по-разному – сингл, сорокопятка, семидюймовка, семерка и т.д. На заре музыкальной индустрии синглы были 78-ми оборотными, затем на рубеже 40-50-х стали 45-ти оборотными, таковыми они и известны до сих пор. Иногда втречаются 33-х оборотные, но их гораздо меньше. Сингл содержит 2 трека: основная, заглавная вещь – A-side, и второстепенная, зачастую “не альбомная” (или т.н. “non-album track”) – В-side. Сам по себе сингл был очень удачным коммерческим носителем, поскольку в период самого расцвета сорокапяток – 50-60-е – выходило гораздо меньше альбомов, чем в последующие годы. Кроме того, соракопятки всегда были на порядок дешевле и доступнее долгоиграющих пластинок, которые порой стоили в три-четыре раза дороже – до двух фунтов вместо десяти-пятнадцати шиллингов (в 50-е).
Сингл практически всегда сопровождается обложкой (конвертом) – sleeve – которая может быть разных видов. Различают Picture Sleeve, Record Company Sleeve, Special Art Sleeve, Die-Cut Sleeve. Расшифровка этих названий будет дана ниже. До момента широкого распространения долгоиграющих пластинок (LP) сингл был самым распространенным видом музыкального носителя и оставался на музыкальном рынке самым распространенным видом сингла, до появления CD-синглов.
6” – Six Inch Single – обычный сингл, но вышедший на формате 6 дюймов и нечасто встречающийся. Содержит те же композиции, что и семидюймовое издание. Бывает как в обложке, так и без нее, и может иметь несколько отличный лейбл. Особого смысла в издании синглов в подобной форме нет, и такие релизы можно рассматривать как попытку заставить коллекционеров и покупателей раскошелиться в очередной раз.
10” – Ten Inch Single – обычный сингл, но вышедший на формате 10 дюймов. Может содержать на одну композицию больше, чем семидюймовое издание. Бывает как в обложке, так и без нее. Особого смысла в издании синглов в подобной форме также нет, и данный формат можно также рассматривать как попытку заставить публику выложить в очередной раз свои деньги на прилавок.
12” – Twelve Inch Single – двенадцатидюймовые синглы получили распространение во второй половине 70-х, с появлением диско-музыки. Самые первые макси-синглы часто не имели обложек, однако, с начала 80-х, большинство двенадцатидюймовок выходило в собственных конвертах “с картинками”, благодаря чему они и нашли свое место во многих коллекциях. Cинглы-двенадцатидюймовки бывают двух видов: просто Single и Maxi Single. Если первый является фактически тем же, что и обычная семерка (только больше размером), то второй содержит дополнительный ремикс на заглавную вещь, а иногда и сам ремикс вместо оригинала. Обычно Maxi-Singles содержат от трех до пяти треков, это могут быть несколько ремиксов плюс одна-две второстепенных вещи.
78 RPM (Seventy Eights) – пластинки на 78 оборотов, для большинства коллекционеров подобные экземпляры представляют достаточно малый интерес. Во-первых, изготовленные из шеллака, они очень ломкие; во-вторых, проигрывать их сейчас проблематично с технической точки зрения; в-третьих, большинство таких пластинок содержит материал “до рок-н-ролльной” эпохи, которая представляет интерес для узкого числа специалистов. Как ни странно, но 78-ми оборотные пластинки не представляют собой большую редкость и малое их число коллекционно. Эквивалентные сорокапятки эпохи рока пользуются большим спросом, нежели чем их 78-ми оборотные аналоги (стоят они, как правило, четверть-половину суммы от стоимости эквивалентной семидюймовки).
EP – Extended Play – этот формат был очень популярен в Европе в середине 60-х, в особенности во Франции. На пластинку 7 дюймов “нарезалось” от 3 до 6 композиций (как правило 4). Пластинка обязательно сопровождалась глянцевой “твердой” обложкой с картинками. Подобные издания стоят сейчас у коллекционеров немалых денег, а в каталогах идут отдельной строкой. Со временем понятие ЕР расширилось, и теперь под ним также подразумевают пластинку 12 (реже 10) дюймов, на которой записано до 6-7 композиций на скорости 45 об/мин. Обычно такие ЕР представляют собой компиляцию новых и ранее изданных (на синглах, например) вещей. Если все композиции новые, то может именоваться как mini-LP.
LP – Long Play – “долгоиграющая пластинка” или альбом. LP печатаются на виниле диаметром 12 дюймов (реже 10) и время их звучания в среднем составляет около 40 минут. Такие пластинки появились на свет благодаря переходу в начале 50-х на скорость 33 1/3 об/мин. На одну сторону двенадцатидюймовой пластинки стало возможным записывать 20-25 минут музыки. Результат получил название “long play” и со временем LP стали одним из самых популярных видов музыкальных носителей. После окончательного воцарения компакт-диска на рынке записей этот формат изрядно сдал свои позиции, но не умер.
Autographs – к сожалению, автографы являются той самой “ахиллесовой пятой”, которую проще всего подделать. По этой причине автографированные копии пластинок стоят “чисто символически” больше, чем обычное неподписанное издание. Особенно в тех случаях, если речь идет о современном, активно концертирующем исполнителе, не мировой величины. С автографами “звезд” дело обстоит иначе. Цена многих редких пластинок “подстегивается” наличием оригинальных автографов исполнителей. Автографы Битлз или Элвиса Пресли – частые гости на Лондонских рок-аукционах. Подлинность автографа определяется путем его сравнения с оригинальной росписью исполнителя и заверяется экспертами. Некоторые дилеры требуют представления документов и доказательств того, как автограф был получен, в особенности, если его цена особо высока. Надо заметить, что подписанные фотографии Битлз, которые рассылал фан-клуб, не были реально подписаны четверкой. Хотя Ринго Старр очень любил подобные проявления славы и иногда, ради забавы, расписывался за всех четверых сразу.
NB: всевозможные лимитированные издания, как правило, подписываются, что в каталогах указывается особо.
Bootlegs – бутлеги, пластинки содержащие концертный материал или “студийные пробы и отбросы”, “репетиционный мусор”. Подобные издания не дублируют какие-либо официальные релизы, их производство, в отличие от подделок, является нелегальным и держится в строжайшем секрете, поскольку оно наносит “серьезный” финансовый ущерб крупным рекорд-компаниям. Иногда сам артист может быть вовлечен в производство бутлегов, и даже получать с этого какие-то отчисления. Стоят бутлеги недешево и, без сомнения, вызывают большой интерес коллекционеров, благодаря уникальности представленного на них материала. Популярные бутлеги периодически переиздаются различными пиратами-производителями, хотя и здесь коллекционеры предпочитают “оригинальные” издания. Например, релизы фирм “Wizardo Records”, “Trade Mark Of Quality” или “Amazing Kornyphone Label”.
Colour Vinyl – цветной винил, название говорит само за себя. “Расцвечивания” удостоился каждый из возможных пластиночных форматов. Бывает всевозможных цветов, включая прозрачный (т.н. clear) и многоцветный (т.н. multicolour). Цветной винил гораздо старше, чем многие коллекционеры могут себе представить. “В цвете” выходили еще пластинки на 78 об/мин. Время от времени цветные пластинки выпускались в 50-60-х годах. Все подобные блюзовые и рок-н-ролльные релизы тех времен сейчас являются настоящими коллекционными редкостями. На цветном виниле, преимущественно красном, было также напечатано огромное количество детских пластинок, однако такие издания раритетами не являются. В 70-х использование цветного винила приняло повальный характер. “Эпидемия” дошла до такой степени, что “расцвечивание” перестало быть гарантом покупаемости и коллекционности пластинки. Ситуация сохранилась и в первой половине 80-х, хотя на рубеже 90-х цветной винил снова стал “диковинкой”. Однако в любом случае, по сравнению с обычными пластинками, цветной винил издается в основном ограниченным тиражом, ценится выше и стоит дороже.
Counterfeit (Repro) – большое количество редких пластинок подделывается и бессовестно перепродается под видом “настоящего продукта”. Временами отличить подделку очень сложно, поэтому затруднительно давать советы в данной ситуации, в особенности, если вы не видели оригинала. Обратите внимание на наличие у пластинки матричных номеров, расцветку яблока и конверта: не слишком ли новыми и яркими они выглядят, соотвествуют ли краски, указана ли информация на торце конверта. Если пластинка – коллекционная вещь и выставляется на продажу по бросовой цене, а продавец вызывает у вас подозрения, то, скорее всего, это подделка (хотя встречаются фантастические распродажи, но это другой вопрос). В последнее время на рынке появилось множество неофициальных переизданий редких пластинок 60-70-х годов. Однако их производители (преимущественно итальянцы) вносят свои изменения на конверте и лейбле, и определить подделку не представляет никакого труда.
Export – периодически крупные британские звукозаписывающие компании печатали специальные тиражи пластинок своих, “отечественных” исполнителей для их продажи за пределами Туманного Альбиона. На родине подобные релизы неизменно становились раритетами и перепродавались коллекционерами “втридорога”. От изданий дочерних компаний данной страны подобные экспортные экземпляры могли отличаться измененным оформлением, каталожными номерами и клеймом “Manufactured in Great Britain”. Например, альбомы команды Level 42, предназначенные для продажи в Японии, выходили просто без имени группы на конверте, но со специально придуманными для этого названиями. Вся причина в том, что сочетание цифр 4 и 2, произнесенное по-японски, означает слова “смерть” или “смертный”, что никак не связывалось с группой и её прямопротивоположной музыкой.
Flexi Disc – гибкий диск. Такие пластинки были самыми разнообразными по цвету, но практически неизменным оставался их формат – 7 дюймов. Гибкие грампластинки появились на свет в самом начале 60-х, во Франции, в качестве звуковых иллюстраций к различного рода изданиям. Flexies были одним из самых дешевых и самых популярных музыкальных носителей, который можно было, без особых опасений за его сохранность, вложить в журнал или газету. Flexies были широко распространены как разовое (или регулярное) бесплатное звуковое приложение к различным музыкальным изданиям (журналы “Flexipop” в Англии и “Кругозор” в СССР), в частности, независимым. Как эксклюзивное издание для членов различных фан-клубов (рождественские пластинки Битлз). Как дешевые лимитированные издания независимых фирм грамзаписи. Крупные рекорд-компании использовали flexies как промо-материал, представляя будущие релизы и бесплатно прилагая их к другим пластинкам (фирма “Harvest”). Единицы гибких пластинок коллекционны. Во многих случаях, их тестовые копии, отпечатанные на обычном черном виниле, стоят в 3-4 раза дороже, чем окончательный коммерческий “гибкий” вариант!
Gold Discs – наградные диски, которые вручаются звукозаписывающей компанией аристам, чьи пластинки разошлись определенными тиражами. Различают: серебряные, золотые и платиновые диски, соответствующие определенному числу проданных копий. На самом деле, подобных наградных дисков изготовлялось гораздо больше, чем кто-нибудь может себе представить. Тем не менее, на коллекционном рынке они – “редкие гости”, и чаще всего выставляются на аукционах, нежели чем продаются за фиксированную цену. В большинстве случаев они имеют вполне “земные” цены – порядка сотен фунтов. Наиболее ценными считаются диски, врученные непосредственно самим музыкантам, но это большая редкость. Продукция компаний, предлагающих Вам сделать “Золотой Диск Вашего Любимого Артиста”, имеет малое ко всему этому отношение и вообще никак не котируется.
Interview Discs – законы о соблюдении авторских прав в Соединенном Королевстве и в Соединенных Штатах Америки не распространяются на “живое слово”. Таким образом, пластинки с записями интервью того или иного исполнителя может выпускать кто угодно и как угодно, невзирая на то, что у самого артиста может быть сейчас свой контракт. Например, компания BAKTABAK специализируется на издании подобных интервью-дисков (очень симпатично оформленных). Некоторым такие пластинки могут показаться серьезным коллекционым материалом. На самом деле, мало коллекционеров всерьез интересуются подобными изданиями, и их “коллекционная” цена практически не превышает рыночной стоимости. Исключением являются пластинки, изданные компанией артиста как “промо-материал”. Но даже в таких случаях пластинки с записями интервью редко превышают в цене промо-диски, содержащие музыку.
Matrix number – матричный номер, который имеет каждая пластинка и который находится на виниловом поле в районе сбега звуковой дорожкой, недалеко от яблока. Иногда этот номер оказывает неоценимую помощь при определении и уточнении пластинки. Большая часть номера представляет собой каталожный номер фирмы, это жизненно необходимая информация, особенно в случае тест-прессинга, когда оба лейбла пластинки могут быть абсолютно белыми. Отдельные цифры, как правило, дают информацию о “клейме”, которым печаталась пластинка. (“Matrix” – так называется сама “форма” или “лекало”, с которого делалось “клеймо”). В некоторых случаях в процессе допечатки тиража версии песен заменялись, соответственно менялся и матричный номер. Таким образом, иногда пользуясь только этой информацией можно без прослушивания идентифицировать различные версии одной и той же композиции. Теоретически, матричные номера позволяют определить первую печать тиража пластинки и более поздние издания, каталожные номера которых одинаковы.
В случае английских изданий, матричные номера штамповались машиной, а рядом могли помещаться один-два слогана или послания, нацарапанных “от руки”. В особенности этим славилась одна из первых английских независимых фирм “Stiff”. По определенным фразам, речевым оборотам и почерку этих дружеских напутствий можно также получить дополнительную информацию о пластинке. Например, о звукоинженере.
Mispressed records – если музыка, записанная на пластинке, не соответствует тому, что заявлено на конверте и лейбле, то можно с уверенностью сказать, что вы имеете дело с пластинкой-опечаткой. Это одна из самых распространенных ошибок и происходит она в тех случаях, когда фабрика-изготовитель одновременно штампует несколько различных пластинок. Отдельные партии виниловых “заготовок” могут случайно попасть не под тот пресс. Это так же справедливо для тех пластинок, одна сторона которых “правильная”, а вторая – “ошибочная”. Подобные экземпляры являются, естественно, “диковинками”, но стоят они недорого. Исключения составляют самые собираемые артисты – Битлз и некоторые другие. Опечатки характерны и для компакт-дисков – циркулирует масса компактов, звуковое содержание которых не имеет ничего общего с информацией, напечатанной на самом диске и на этикетках.
Очень часто пластинки сопровождаются лейблами правильными, но неверно наклееными. Диски могут иметь на обоих сторонах этикетку А (или В), могут быть потеряны обе этикетки, А и В могут быть перепутаны. Этикетки могут содержать грамматические опечатки или ошибочную информацию. Подобные казусы на стоимости пластинки сильно не отражаются, если отражаются вообще, хотя бы потому, что их очень просто воспроизвести на подделках. Если лейбл пластинки не попал на свое место по центру, но пластинка тем не менее играет, то такие диски являются не опечатками, а простым браком и не представляют никакой ценности.
Picture Disc (PD) – дословно “диск с картинкой”. Представляет собой одну из самых интересных разновидностей пластинок – на каждую сторону диска (или на одну из них) нанесено изображение, поверх которого “нарезаны” дорожки. Пластинки изготавливаются в 2 слоя с использованием ломкого прозрачного пластика, поэтому диски получаются толстыми, тяжелыми и недолговечными. Первое такое “колесо” увидело свет в 1933 году в Америке. Это была пластинка формата 10 дюймов на 78 об/мин, на которой была записана вещь “Cowhands Last Ride” в исполнении Jimmy Rodgers. Впоследствии было издано еще какое-то количество подобных декоративных дисков, но все они отличались неудовлетворительным качеством записи, что плохо отражалось на продажах. Первые “рок-диски с изображением” вышли на рубеже 60-70 годов. Ими стали альбомы Curved Air “Air Conditioning” и Saturnalia “Magical Love”. Качество записи было также очень плохое, поскольку фактически, это было две односторонних гибких пластинки, наклеенных на картонку с изображением. С конца 70-х, “диски с картинками” прижились и, несмотря на то, что качество записи по-прежнему прежнему уступало оригинальному черному винилу, они нашли свое место во многих коллекциях, став элементом оформления. Пик популярности Picture Discs пришелся на восьмидесятые годы, эпоху расцвета new wave. Множество новых романтиков и их современников – Billy Idol, Frankie Goes To Hollywood, The Stranglers, Thompson Twins, etc – издавалось на таких дисках, выбор был огромен. Этот носитель удостоился особого внимания со стороны металлистов – каждая уважающая себя “металлическая” команда имеет в своей дискографии несколько подобных экземпляров. Такие “колеса” можно вешать на стену, здорово смотрятся семи- и десятидюймовки, еще лучше – двенадцати, совсем потрясающе выглядит Shaped Picture Disc.
Private Pressings – пластинка, которую группа по разным причинам самостоятельно финансировала, записывала, выпускала и продавала. Подобным образом была выпущена масса синглов эпохи пост-панка. Однако в действительности под этим термином подразумевают большое количество “прогрессивных” (и тому подобных) альбомов, изданных в 70-е годы. Большинство таких изданий перепродается коллекционерами за сумасшедшие деньги. Фактически, столь высокие цены есть результат ведения дел несколькими дилерами-специалистами. По крайней мере, споры об истинной стоимости этих пластинок до сих пор ведутся. Тем не менее, коллекционеров стоит предупредить, что данная область – настоящая “русская рулетка”, в особенности, если речь идет о вложении внушительной суммы денег.
Shaped Disc – виниловый диск, имеющий своеобразную, отличную от круглой, форму. Такие пластинки встречаются самых разных форм и расцветок, в том числе и “с картинкой” (в этом случае они обозначаются как Shaped PD) и имеют определенную коллекционную ценность. Это любимый формат звукозаписывающих компаний для издания интервью. Первыми Shaped PD стала серия синглов Police, изданная в США. Синглы имели форму полицейских значков, и к ним прилагались специальные картонные коробочки. По разным причинам Shaped PD не издавались широко до 1982-83 года, но в дальнейшем выпуск подобных пластинок стал одним из самых распространенных рекламных ходов многих звукозаписывающих компаний. Подобно обычным “дискам с картинкой”, Shaped PD часто просто вешают на стены в специальных прозрачных пакетах “для красоты”. Надпись в каталогах и журналах Uncut Shaped PD означает тот же самый “диск с картинкой”, только круглый, двенадцатидюймовый, с прозрачными “необрезанными” полями и дорожками, “нарезанными” под 7 дюймов. Такие копии стоят примерно раза в 3 больше, чем окончательный, “обрезанный” вариант.
Split – пластинка, стороны которой поделены между двумя исполнителями. Бывает различных форматов – 7, 10 и 12 дюймов, а артисты обычно “сходны” по жанру. Если в 50-60-е годы такие пластинки были обычным явлением, то в наши дни они встречаются в большинстве случаев в promo-виде. Нередкое явление – тройные BBC Transcription Discs в split-варианте с двумя артистами.
Transcription Disks – эти пластинки крайне редко указываются в справочниках и каталогах, но тем не менее, являются очень раритетными и коллекциоными позициями. Музыкальные программы ВВС записывались на пластинки (а впоследствии и компакт-диски) с целью их дальнейшего распространения по радиостанциям. Такие диски очень просто было использовать для радиовещания. По большому счету, практически все значимые исполнители 80-х и 90-х присутствовали на этих пластинках, имея хотя бы по одной стороне своих записей. Также широко представлены артисты 70-х, у рок-коллекционеров большой популярностью пользуются записи программы “In concert” Radio 1. К сожалению, сами ВВС не санкционируют продажу таких пластинок, также они не предоставляют никакой информации или дискографии, что значительно препятствует их продаже. Тем не менее у коллекционеров подобные релизы не задерживаются и уходят из расчета 50-60 фунтов за штуку как минимум. Исключением из правил являются самые популярные артисты. Например, пластинка Битлз “Beatles at The Beeb” была продана за 500 фунтов. Естественно, циркулирует огромное число подделок и бутлегов. Так что, если подобная вещь вдруг попадет Вам в руки, то заметим, что любой черно-белый лейбл ВВС – подделка, оригинальными цветами были зеленый с белым (или зеленый с желтым). Также подделки могут иметь “правильные” цвета самого яблока, но затертые матричные номера.
Sleeve – конверт, в котором (естественно) хранится пластинка. Нет нужды говорить о том, что поврежденный (или отсутствующий) конверт серъезно снижает стоимость издания в целом. Главное правило: конверт отвечает половине стоимости пластинки, сам носитель – другой половине. Исключением является тот случай, когда “обычная” пластинка сопровождается “необычным” конвертом, который и “несет” на себе основную часть коллекционной стоимости. Такие случаи в каталогах отмечаются отдельно. Конверты бывают нескольких видов: art sleeve, record company sleeve, picture sleeve, die-cut sleeve.
Die-Cut Sleeve (или Cut Out Sleeve) – так называют “жесткие” конверты с отштампованными вырезами. Подобные обложки характерны для пластинок различных форматов, а сами вырезы могут быть как отштампованными под лейбл пластинки, так и являться элементами оформления конверта.
Fold Out Sleeve – обложка пластинки, выполненная без склейки отдельных частей и раскладывающаяся подобно картам укрепрайонов Генштаба. В развернутом виде такой конверт представляет из себя плакат, постер или что-то вроде того. По сути дела, это и есть плакат, в который “заворачивается” пластинка. Для семерок такая упаковка может также иметь название wrap around cover.
Gatefold Sleeve – конверт, открывающийся наподобие книги. Периодически использовался в 50-60-х годах при издании альбомов мега-звезд, чтобы придать оформлению “еще больший шик”. Примерами тому являются пластинки Элвиса “Golden Records” и “Elvis Is Back”, Синатры “Sinatra-Basie” и Битлз “Beatles For Sale”. В середине 70-х подобные развороты стали “общим местом” и превратились в необходимый элемент оформления диска. Вместе с падением интереса к прогрессивному року в конце 70-х, развороты потеряли свою актуальность и использовались в основном при издании альбомов и сборников супер-звезд. В настоящее время подобные конверты используются как для одиночных пластинок, комплектов (пластинка + постер, вкладка и.т.д.), так и для двух пластинок и различных limited edition изданий.
Inner Sleeve – внутренний конверт пластинки. Он может быть выполнен как из жесткой, так и из обычной бумаги. Обычно внутренние конверты используются в альбомах и содержат тексты вещей, фотографии и дополнительную информацию. У синглов Inner Sleeve встречаются нечасто.
Insert – вкладка в пластинку. Подобно Inner Sleeve, она также может быть выполнена как из жесткой, так и из обычной бумаги. Вкладки также содержат тексты вещей, фотографии, дополнительную информацию или рекламу звукозаписывающей компании. У синглов вкладки также встречаются редко.
Picture Sleeve – дословно “конверт с картинкой”. Picture Sleeve является неотъемлемой частью пластинки, а так же своего рода маленьким произведением искусства. Подобные конверты сопровождали большинство европейских семерок (с незапамятных времен), некоторые американские синглы, а со второй половины 60-х годов они появились и в Британии. С 1978 года в Англии стало обычной практикой выпускать первые несколько тысяч копий сингла с обложкой. В этих случаях коллекционеры ищут издания с картинками и мало интересуются синглами без обложек. Конверты у одного и того же сингла в зависимости от страны могут быть разными. Также оформление конвертов может изменяться в связи с более поздним переизданием диска (например, на другом лейбле). Необходимо заметить, что особенности оформления обложек для SP, EP и LP помогают определить оригинальность издания.
Record Company Sleeve – “фирменный” конверт рекорд-компании, которой была издана пластинка. Такие конверты применялись повсеместно на заре индустрии звукозаписи, а позже – для упаковки 7-дюймовых синглов. Обычно на таких конвертах печатался логотип компании, реклама и прочее. В конверте был сделан специальный круглый вырез под лейбл пластинки, на котором была напечатана вся необходимая информация. Большинство синглов 50-60-70-х годов коллекционеры предпочитают именно в фирменных конвертах, но их отстуствие не сильно влияет на стоимость пластинки. Репродукции оригинальных рекорд-обложек можно свободно приобрести, чем многие и пользуются.
Special Art Sleeve – оригинальная обложка пластинки, которая дает мизерную информацию о фирме-производителе и музыке, записанной на диске. Оформление конверта настолько минимально, что его никак нельзя назвать “picture sleeve”.
Push-Out Center (Optional Center) – стандартное отверстие в центре сорокопятки диаметром 7,24 мм. могло быть увеличено простым выдавливанием средней части до 38,24 мм. Подобное “новшество” было введено для того, чтобы диск, купленный в Англии, мог спокойно проигрываться в музыкальных автоматах в Старом и Новом Свете. Самые ранние сорокопятки имели треугольный центр – triangular center – благодаря которому теперь можно определить оригинальность синглов конца 50-х, позднее переизданных с теми же каталожными номерами. Большинство компаний использовало tri-centers до конца 1959 года, заменив их впоследствии на круглые (благодаря фирме “London”). Однако “Capitol” использовал круглые центры еще с 1956 года. Отказываться от Push-Out Center стали во второй половине 60-х с целью “способствовать автоматизации печати пластинок”. Пластинки с “литым” центром получили название Solid Center.
Box Set – коробочное издание, которое может содержать как минимум одну-две пластинки, так и дополнительно синглы, значки, стикеры, книжки, постеры, открытки, вкладки и прочее (максимум не ограничен). Вариантов коробок существует масса. Например, для “шумовой” культуры характерны коробки “LP Box + object”. Под “объектом” подразумеваются некие предметы, которые помогают лучше понять концепцию альбома в целом.
Double Pack – “двойная упаковка” – хороший метод рекорд-компаний заставить покупателя купить две пластинки по цене, допустим, полутора штук. Иногда это ограниченные издания, которые могут содержать редкий материал. Аналогично существуют и другие “пэки” (тройные, четверные и прочие).
Limited Edition – ограниченный или так называемый “лимитированный” тираж, которым издавалась часть дисков. Вариаций может быть великое множество – от наличия дополнительных вещей, разноцветного винила и пронумерованных копий, до добавления второй пластинки и измененной обложки. А две пластинки вместе – это уже Double Pack.
Obi Strip – этот термин очень часто встречается в каталогах, где присутствуют японские релизы. Сугубо японское изобретение, позволяющее моментально отличить такое издание от других. Практически все японские издания продаются со специальной узкой бумажной или полиэтиленовой полоской, запаянной в кольцо вокруг конверта или закрепленной на торце обложки пластинки. Сделано это специально для внутреннего рынка, поскольку оформление японцы в большинстве случаев оставляют неизменным и печатают всю информацию о диске на японском языке как раз на obi strip.
Shrinkwrap – так называют оберточный целлофан, в который на заводе упаковывают диски. Комментарии к состоянию диска вроде “factory sealed” или “original shrinkwrap” означают то, что эта пластинка никогда не проигрывалась, что указывает на её гипотетически идеальное состояние.
Еще одна категория изданий, которые практически недоступны массовому музпотребителю на первичном рынке, но доступны на вторичном, и любыми путями доступны коллекционерам. Это так называемые промо-диски – promo disks – рекламные (промоутерские) издания, имеющие целью предварительную “раскрутку” материала. “Раскрутка” происходит на радиостанциях, среди журналистов, крупных воротил шоу-бизнеса, в магазинах, на презентациях и т.д., в общем, среди тех, кто этим бизнесом занимается. Промо-диски не предназначены для продажи – они остаются собственностью звукозаписывающей компании, поэтому содержат специальный штамп или стикер, гласящий: “Not For Sale!” (на самом деле “For Sale”, и еще как). Существуют различные виды промо-дисков:
Demo – демонстрационные копии или демо – первые отпечатки пластинки, используемые как образцы для “раскрутки” потенциально коммерческих изданий. Интерес коллекционеров сосредоточен на тех демо-копиях, которые имеют свой, “особый” промо-лейбл. Иногда это может быть в виде нескольких слов, дополненных к оригинальному яблоку: “Demonstration copy. Not for sale!”. Более заманчиво выглядели демо-лейблы в 60-х годах. “Пятаки” промо-синглов фирм Pye, Decca, Brunswick и других фирм отличались по цвету от обычных семерок, а хитовая сторона пластинки отмечалась большой буквой A. Стоимость демо-копий широко варьируется в зависимости от “собирательности” и “редкости” артиста. Демо-копии альбомов менее распространены. Как правило, это обычный диск, но с наличием штампа или стикера “promo” (вариант: “promotional (demo) copy, not for sale”) на самом диске и (или) конверте. Иногда такой диск имеет тот же серийный номер, что и его регулярный “собрат”, но иногда им присваиваются и “свои” номера. Обложка ничем не отличается или может отличаться незначительно.
Специальное promo издание – диск, изданный специально для промоутерских целей, который серьезно отличается от обычного demo. Самые распространенные отличия – дополнительные треки и измененное оформление обложки. Печатаются такие пластинки очень и очень ограниченными тиражами, к тому же некоторые вещи выходят только на подобных изданиях, поэтому последние имеют особую коллекционную ценность. Пластинки могут иметь так называемый “white label” – белое яблоко на самой пластинке.
DJ Copy – промо-диск, предназначенный для ди-джеев, который может содержать одну и ту же версию вещи на обеих сторонах (обозначается как double A-sided). Обычно, это виниловые издания 12 дюймов, реже – 10 дюймов, еще реже – 7. Подобная дискриминация объясняется тем, что более крупные форматы проще “крутить” на вертушках. Встречаются также специальные DJ LP, также обозначенные, как double A-sided. В большинстве случаев пластинка имеет все-таки различные А и В стороны, а обозначение говорит только об их “равноправности” при раскрутке.
Radio Promo – промо-диск, изданный специально для радиостанций. Содержит, как правило, один и тот же трек на обеих сторонах (если это пластинка), или один трек, без В-стороны (если это CD). Если оригинал вещи слишком длинный для радиоэфира (что нередко встречается), то тогда на radio promo содержится специальная укороченная версия, обозначаемая либо radio edit (radio version), либо single version (short version). Конверты могут быть стандартными (так называемый custom sleeve) или их может не быть вообще. Gatefold-конверты для promo double pack, как правило, отсутствуют и двойные диски идут в одном конверте. А сами конверты сопровождаются стикером, на котором крупно указана длительность каждой стороны пластинки, что необходимо для радиоэфира.
Acetate – эти диски представляют собой особую категорию пластинок. Ацетатные односторонние (очень редко двухсторонние) диски изготовлялись, как правило, из твердого, хрупкого пластика или металла (с тонким виниловым покрытием). Они выпускались для использования внутри рекорд-компаний, хотя иногда имели promo лейбл. Их назначение – промежуточный результат, попытка представить, как будет звучать пластинка. Тиражи таких дисков составляли десятки, максимум сотни штук, поэтому они являются одними из самых дорогих. Особый интерес для коллекционеров представляют диски, содержащие неизданные вещи или варианты композиций, которые серьезно отличаются от окончательного коммерческого релиза.
Testpressings – предтиражные, обкаточные тестовые пластинки. Еще один вид “промежуточных” дисков, но уже на стадии выпуска пластинки. От окончательного варианта альбома они могут отличаться. Например тем, что имеют другую обложку (или вообще не имеют), другой порядок и состав композиций. Часть тиража подобных дисков вопреки строгому контролю не уничтожается и попадает на вторичный рынок. Ввиду своей численной ограниченности ценятся так же высоко, как и acetate.
Взято с форума сайта http://www.skratch.ru