Структура трека Чтобы научиться качественно сводить пластинки, ты должен хорошо представлять себе строение типичного танцевального трека. Как будто специально для того, чтобы облегчить жизнь ди-джею, большинство композиций следуют очень похожему шаблону. Зная его, ты сможешь предсказывать течение музыки и искусно манипулировать ей.
Начнем с азов. В любом танцевальном треке невозможно не заметить бочку – большой барабан, который отбивает ритм: «бум, бум, бум, бум». Удары бочки идут группами по четыре, каждая из которых называется тактом. Первый бит (сильная доля) каждого такта обычно акцентируется: если не силой удара, то каким-либо изменением в музыке. В общем, если вальс – это «раз, два, три; раз, два, три…», то хаус и другие клубные стили – это «раз, два, три, четыре; раз, два, три, четыре…».
Такты, в свою очередь, объединяются в квадраты – группы по 8 или 16 тактов. Соответственно, в каждом квадрате 32 или 64 бита (8 х 4 и 16 х 4). Квадраты примечательны тем, что абсолютно все части трека (вступление, куплет, припев и т.д.) занимают целое количество квадратов. Поэтому все изменения в музыке происходят через одинаковые промежутки времени, равные длине квадрата. Чтобы лучше это понять, поставь свой любимый трек и отмечай про себя изменения в звучании, происходящие каждые 8 или 16 тактов.
Вооружившись знаниями о тактах и квадратах, возьмем типичную композицию в стиле хаус и посмотрим, из каких частей она состоит. В качестве подопытного кролика возьмем Todd Terry All Stars – Get Down (Kenny Dope Original Mix). Трек следует такой схеме:
Вступление – 16 тактов
Инструментальный припев – 16 тактов
Куплет – 8 тактов
Припев – 8 тактов
Куплет – 8 тактов
Припев – 16 тактов
Куплет – 16 тактов
Припев – 16 тактов
Проигрыш – 24 такта
Брейк – 8 тактов
Припев – 16 тактов
Инструментальный припев – 16 тактов
Окончание – 16 тактов
Эта структура хорошо иллюстрирует общие принципы построения танцевальной композиции. Вначале идет вступление – обычно чистая бочка, к которой постепенно добавляются другие инструменты и элементы вокала. Вступление может прерываться брейком, чтобы обратить внимание танцпола на разворачивающуюся картину композиции. Иногда, как сейчас, сразу после вступления идет инструментальный припев, или «хук», который без лишних предисловий дает понять гостям на танцполе, что перед ними за трек.
После инструментального припева начинается куплет, который сменяется припевом, и так два-три раза. После второго или третьего куплета идет инструментальный проигрыш, скатывающийся в главный брейк, где бочка вообще исчезает: это самый драматический момент трека. Во время брейка напряжение растет, и, когда танцпол уже визжит от предвкушения, бит возвращается и трек взрывается кульминацией – последним припевом, который может повторяться несколько раз. За последним припевом может следовать еще раз припев инструментальный, после которого трек уходит в окончание, возвращаясь к чистой бочке.
Конечно, у каждой композиции свои особенности, и далеко не у каждого трека структура совпадает с приведенной выше. Тем не менее, общие принципы всегда одинаковы, а это именно то, на что мы будем опираться дальше в обучении сведению.
Отправить комме